Ремонт автомобиля своими руками

На главную | Добавить в избранное | Гостевая книга | Обратная связь
Статистика

Шпатлевание

На поверхности кузова легкового автомобиля нередко образуются дефекты (риски, царапины, сколы краски, иногда небольшие вмятины), которые удается исправить при помощи шпатлевки.

Шпатлевка — вязкая, пастообразная масса, состоящая из смеси пигментов, наполнителей и пленкообразующих веществ. Основное свойство шпатлевки в том, что ее объем при высыхании почти не изменяется.

При использовании шпатлевки необходимо придерживаться следующих правил:

  • если есть возможность выровнять поверхность металла перед нанесением лакокрасочных покрытий рихтованием, то шпатлевкой лучше не пользоваться;
  • если наносить шпатлевку, то лучше слоем не более 2 мм;
  • наносить шпатлевку только на грунтованную или окрашенную поверхность.
Шпатлевки никогда не улучшают защитных свойств лакокрасочного покрытия, а только ухудшают его механические показатели.

Если применяемая шпатлевка имеет значительную усадку (нитроцеллюлозная, алкидно-стирольная, алкидная), то наносить шпатлевку следует несколькими тонкими слоями с промежуточной сушкой каждого слоя. При этом для таких шпатлевок толщина шпатлевочного слоя не должна превышать 0,3 мм. В толстых слоях этих шпатлевок внутренние напряжения настолько велики, что могут вызвать растрескивание всего шпатлевочного слоя вместе с лакокрасочным покрытием. Растрескивание — наиболее часто встречающийся дефект при шпатлевании.

Качество шпатлевок оценивается по технологическим свойствам (удобство нанесения, характер заполнения дефектов, продолжительность и температура высыхания, величина усадки, способность к шлифованию), а также по эксплуатационным показателям (прочность сцепления со слоями лакокрасочного покрытия, стойкость к растрескиванию).

Перед применением шпатлевки из нее необходимо вынуть все затвердевшие кусочки во избежание попадания их на обрабатываемую поверхность, в результате чего придется проводить шпатлевание заново.

Шпатлевки во избежание их высыхания и затвердевания лучше хранить в банках с плотно подогнанными крышками. Масляно-лаковые шпатлевки сохраняют свои качества, если их поверхность покрыть водой.

Обычно шпатлевку наносят на поверхность с помощью шпателя, который изготавливают из упругого металла. Размеры шпателя подбирают в зависимости от величины перекрываемого участка. Автолюбители, занимающиеся самостоятельным ремонтом, обычно имеют в своем арсенале несколько шпателей: узкие, широкие, длинные, короткие (см. рис.).


Шпатели

Некоторые автолюбители используют шпатели, изготовленные из жесткой резины (см. рис.).


Резиновый шпатель и процесс нанесения шпатлевки с его помощью

Если на подготавливаемой для окраски поверхности имеется много рисок, то их выводят с помощью жидкой шпатлейки, наносимой с помощью краскораспылителя. Но для проведения такой операции шпатлевку разводят соответствующим растворителем до такой вязкости, чтобы она равномерно без потеков ложилась на обрабатываемую поверхность.

Основные технологические свойства наиболее часто применяемых шпатлевок приведены в таблице. Разновидностью шпатлевок являются грунт-шпатлевки на основе эпоксидных смол. В отличие от других шпатлевок их можно наносить непосредственно на металл.

Свойства шпатлевок
Наименование показателей ПФ-002 МС-006 НЦ-007 НЦ-008 НЦ-009 ЭП-0010
Назначение Общее и местное шпатлева-ние при отсутствии горячей сушки последу-ющих слоев покрытия Исправле-ние мелких дефектов на поверхности кузовов автомобилей Местное шпатлевание после грунтовки и исправление мелких дефектов на поверхности кузовов автомобилей Для выравнива-ния глубоких неровно-стей
Цвет Красно-коричневый Розовый Красно-коричневый Защитный Желтый Красно-коричневый
Содержание сухого остатка, %
Не менее
75 80 65 70 56 85
Разбавитель Сольвент Ксилол или № 646 (для распыления) №646 №646 №646 Р-40, ацетон или толуол
Вязкость шпатлевки, разбавленной растворите-лем в соотношении 4: 1 при 20°С, с, по вискозиметру ВЗ-4 Не опре-деляют Не менее 18 Не опре-деляют Не опре-деляют Не опре-деляют 20...30
Время высыхания при 18...22°С и влажности воздуха не более 65%, ч 24 15...20 мин 2,0 2,5...3 3...3,5 24
Способность шлифоваться Шпатлевка должна удовлетво-рительно шлифо-ваться куском пемзы с водой Шпатлевка должна удовлетворительно шлифоваться с водой водостойкой шлифовальной шкуркой, имеющей размер абразивных зерен 150...290 мкм

Промышленность выпускает грунт-шпатлевку ЭП-0010 и ЭП-0020. Перед употреблением в них необходимо ввести отвердитель № 1, представляющий собой 50%-ный раствор гексаметилендиамина в спирте. Отвердитель добавляют в количестве 8...9% от массы шпатлевки. Если шпатлевка загустела, то в нее добавляют ацетон или толуол.

Для выравнивания глубоких дефектов на поверхностях элементов кузова автомобиля служит шпатлевка ПЭ-0085. Эта шпатлевка выпускается марок А и Б, обе имеют белый цвет. При этом шпатлевка марки А, нанесенная на поверхность, выдерживает нагрев до температуры 120°С в течение 3 ч, а шпатлевка марки Б — 135°С в течение 1 ч.

Шпатлевка ПЭ-0085 хорошо адгезирует с металлом и эмалями, достаточно эластична и самое главное — отверждается при температуре 20°С в течение 1 ч. Перед нанесением шпатлевки на поверхность в нее необходимо добавить пасту перекиси бензоила из расчета 2...3 г пасты на 100 г шпатлевки. Использовать готовую массу необходимо не позднее чем через 7...12 мин, так как дольше она не жизнеспособна.

Эпоксидные и полиэфирные шпатлевки продаются в комплексе с отвердителем.

Если в продаже не окажется малоусадочной шпатлевки, а необходимо исправить глубокий дефект, то приготовить такую шпатлевку по силам и самому, если под рукой есть эпоксидная или полиэфирная смола. Ниже приводится рецепт приготовления малоусадочной шпатлевки, % (по объему):

  • Эпоксидная смола ЭД-6 или ЭД-20 25
  • Дибутилфталат 10
  • Тальк 62
  • Полиэтиленполиамин 3

Некоторые автолюбители вместо талька применяют алюминиевую пудру, но при этом в шпатлевочную массу приходится добавлять ацетон.

До введения в смесь полиэтиленполиамина массу хорошо перемешивают, поместив емкость с ней в водяную баню. После добавления полиэтиленполиамина шпатлевку следует выработать в течение 15...20 мин. Полимеризация зашпатлеванного участка происходит при температуре 18...20°С в течение суток.

Слои эпоксидной или грунт-шпатлевки рекомендуется перед нанесением на них лакокрасочного покрытия покрыть грунтовкой ГФ-021 с целью улучшения адгезии между ними.

Автоперегон
Перегоню из Германии и других стран Евросоюза любые автомобили и строительную технику по Вашему заказу.
E-mail: block2004@list.ru
Реклама от Google
Hosted by uCoz