Оборудование для окрасочных работ
В зависимости от природы пленкообразующего материала, от растворителя (разбавителя), входящего в его состав, а также от объема окрасочных работ применяют тот или иной способ нанесения лакокрасочного материала.
При проведении ремонтных работ по восстановлению окраски кузова автомобиля используют три метода: пневмораспыление — для окраски внешних панелей кузова, к которым предъявляются высокие требования, кистевой — для всех остальных поверхностей, а также метод окраски с помощью поролонового бруска (для мелких участков покрытий).
Пневматическое распыление — наиболее распространенный метод при ремонте лакокрасочных покрытий автомобильного кузова.
Сущность способа заключается в дроблении (распылении) лакокрасочного материала струей сжатого воздуха до частиц размером 10 — 60 мкм. Частицы аэрозоля переносятся струей сжатого воздуха к поверхности окрашиваемой детали, прилипают к ней и растекаются по поверхности.
Этот способ позволяет наносить почти все виды лакокрасочных материалов, окрашивать изделия самой сложной конфигурации и получать требуемое качество окраски.
Краску для пневмораспыления разводят до вязкости 17 — 30 с по ВЗ-4. Поясним, что вязкость лакокрасочных материалов обычно характеризуют условной величиной: временем в секундах, за которое лакокрасочный материал вытекает через калиброванное сопло вискозиметра. Наиболее распространен вискозиметр марки ВЗ-4. Его не очень сложно изготовить на токарном станке (см. рис.).
Вискозиметр ВЗ-4: 1 — резервуар; 2 — желоб для стекания избытка краски; 3 — сопло
Из рисунка видно, что вискозиметр представляет собой резервуар, состоящий из цилиндра, переходящего в конус с соплом диаметром 4 мм.
Для измерения вязкости материала вискозиметр крепят на каком-либо штативе в вертикальном положении соплом вниз, под вискозиметр ставят сосуд емкостью 150 — 180 мл. Отверстие в сопле закрывают (хотя бы пальцем), в вискозиметр заливают испытуемый материал вровень с краями. Затем одновременно включают секундомер и отпускают палец. В тот момент, когда струя начнет прерываться, секундомер останавливают.
Время в секундах, за которое 100 мл лакокрасочного материала вытечет из вискозиметра, является условной вязкостью. При определении вязкости необходимо учитывать температуру, так как с изменением температуры меняется вязкость краски: при повышенных температурах краски более текучи. Нормальной считают температуру 18...23°С.
При окраске пневмораспылением используют ручные краскораспылители различных марок: КР-10, КР-20, КРУ-1, КРВ, КРП-3, КРМ и др. С их помощью в ручном режиме удается окрасить 60...200 м поверхности в 1 час. Сжатый воздух (давление 2x10 ... 6x105Па) перед подачей в распылитель нужно очистить от влаги, масла и других загрязнений, пропуская через масловодоотделители и фильтры (см. рис.). Масловодоотделитель представляет собой сварной резервуар цилиндрической формы с выпуклым днищем и плоской крышкой. Внутренняя часть резервуара заполняется фильтрующим материалом и тремя войлочными прокладками.
Схема установки для пневматического распыления: 1 — компрессор; 2 — масловодоотделитель; 3 — ресивер; 4 — шланг; 5 — краскораспылитель
На крышке масловодоотделителя установлены: редуктор понижения давления с манометром и выпускными пробочными кранами; предохранительный клапан; кран для спуска сжатого воздуха.
В самой нижней части установлен патрубок со спускным краном для слива воды и масла.
Для подкраски небольших дефектов рекомендуют применять пульверизатор-аэрограф марки 0-37а. Он удобен тем, что имеет тонкую регулировку факела и снабжен комплектом сопел и головок различного диаметра. Удобно окрашивать автомобиль с помощью краскораспылителя марки С-512. Имеются и краскораспылители низкого давления — универсальные бытовые аппараты (СО-044А). Питание краскораспылителя может осуществляться воздухом от пылесоса.
При отсутствии компрессорной установки используют баллоны со сжатым воздухом (или инертными газами). При этом нужно с помощью редуктора и манометра создать необходимое давление воздуха для распыления. Для окраски небольших поверхностей можно использовать аэрозольные баллоны с краской (см. рис.).
Схема аэрозольного баллона
Иногда при отсутствии сжатого воздуха автолюбители используют в качестве источника сжатого воздуха обычную автомобильную шину и насос для накачки шин, но в этом случае давление воздуха будет меняться и окраску удается осуществлять только с помощью распылителей простейшей конструкции.
Такой пульверизатор можно изготовить своими силами. На рис. ниже видно, что из баллона под действием сжатого воздуха, который подается по шлангу, краска поступает в распыляющую головку, создающую необходимый факел.
Простейший пульверизатор
Если в гараже нет компрессора, то для нанесения лакокрасочных материалов методом распыления можно использовать выпускаемый промышленностью бытовой электрический краскораспылитель марки «Ореол-5М4» (см. рис.). Он предназначен для распыления лакокрасочных материалов при малых объемах работ: время окраски 1 м поверхности составляет 1...1,5 мин.
Схема электрического распылителя «Ореол—5М4»: 1 — всасывающая трубка с фильтром; 2 — бачок; 3 — корпус; 4 — сопло; 5 — насос; 6 — дроссель; 7 — ручка регулирования подачи краски; 8 — кнопка выключения насоса; 9 — соединительный шнур
Включение прибора в сеть производить нажатием на кнопку. Электрический ток поступает на катушку дросселя, она приводит в действие насос, который засасывает жидкость из бачка и распыляет ее из отверстия сопла. Регулировку выхода краски производят ручкой регулирования подачи.
|